Фарфоровые колокола из Мейсена |
Карильон — это музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов (числом не менее 23-х). Колокола карильона закреплены неподвижно, в них ударяют подвешенные снаружи языки. Языки колоколов соединены с клавиатурой, с которой и осуществляется управление колоколами. Обычно карильоны размещали и размещают на церковных и городских башнях. Искусство игры на карильонах считалось очень престижным и ответственным, и обычно передавалось от отца к сыну.
В Европе фарфор впервые был получен в 1708 году в Мейсене, талантливым алхимиком Иоганном Фридрихом Бетгером. Финансировал работы саксонский курфюрст и польский король Август Сильный. Он же повелел устроить в Мейсене фарфоровую мануфактуру, и менно приписывают идею создания фарфорового колокола: говорят, что королю так понравился нежный звон фарфоровой чашки, что он пожелал иметь музыкальный инструмент с фарфоровыми колоколами. В 1719 году Август дал задание придворному архитектору Даниэлю Пеппельману сделать проект часового павильона в Цвингере. Правда неизвестно, с какими колоколами павильон был задуман: с бронзовыми или фарфоровыми. Но именно в это время на фарфоровой манфактуре в Мейсене начинают отливать колокола. Однако, потребовалось 6 лет. чтобы получить красиво звучащий фарфоровый колокол.
22 сентября 1737 года в Японском дворце Августа Сильного в Дрездене состоялась презентация необычного инструмента — карильона с фарфоровыми колоколами. Был изготовлен красивый деревянный корпус — четыре метра в высоту — органный мастер из Мейсена Иоганн Хэнель сконструировал систему управления колоколами. Опробовать инструмент было доверено лучшему придворному музыканту. Но, к разочарованию короля и придворной ублики, инструмент гармоничного звучания и чистоты тона не дал. Больше им не пользовались.
«Приручить» фарфоровые колокола удалось только в 1929 году мастеру Эмилю Паул Бернеру. Именно тогда на Фрауэнкирхе Мейсена был установлен первый в мире набор из 37 фарфоровых колоколов. Прошло 192 года от первой глокеншпиль из Японского дворца Августа Сильного до первого, хорошо настроенного инструмента.
Фарфоровые колокола отличает мягкий, насыщенный звук, особенно на высоких тонах. Однако, фарфор — сложный материал, для прочности требующий обжига, после которого, изделие уменьшается примерно на одну седьмую. Вот и попробуйте отлить колокол точно заданного тона.
В основном колокола отливают белого цвета, исключение — первые колокола часового павильона в Цвингере (они были позолоченными). На одной стороне колокола обычно стоит фирменный знак Мейсенской мануфактуры — две синие скрепленные шпаги, а на другой — нанесен тон — скрипичный ключ и нота.
Устанавливаются фарфоровые колокола обычно там, где их хорошо видно и слышно: в парках и больших внутренних дворах, в местах скопления туристов. Для музыкальных композиций выбирают известные мелодии, обычно их несколько для разных времен дня и года.